Операторы из «большой четверки» получили предложение властей о тестировании системы фильтрации трафика под закон о суверенном Рунете. Тест также покажет, можно ли заблокировать Telegram и снизить скорость доступа к YouTube
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) направила руководителям трех операторов из «большой четверки» — МТС, «МегаФона» и «ВымпелКома» — предложение протестировать на их сетях в каком-либо регионе оборудование для глубокой фильтрации трафика (Deep Packet Inspection; DPI), разработанное российской компанией RDP.RU; цель тестирования — подготовка к реализации так называемого законопроекта о суверенном Рунете.
В рамках испытаний планируется проверить возможность DPI-системы фильтровать контент из реестра запрещенных ресурсов Роскомнадзора, в первую очередь Telegram, блокировка которого началась в апреле 2018-го. Но в рамках тестирования будет решаться и еще одна задача — проверить возможность приоритизации трафика и последующего снижения скорости доступа к отдельным сервисам.
Идея замедления скорости доступа к отдельным ресурсам (нарушение принципа сетевой нейтральности) обсуждается в России уже около года. Еще в мае 2018-го глава «Ростелекома» Михаил Осеевский объяснял необходимость такой меры тем, что это позволило бы переложить часть расходов на хранение контента в рамках «закона Яровой» с российских операторов связи на зарубежные интернет-компании, такие как Google и Facebook. В случае их отказа операторы смогли бы снижать скорость доступа для абонентов до сервисов этих компаний. «Мы сторонники такого подхода, считаем его справедливым, в том числе из-за того что изменилась структура рынка», — заявил в опубликованном в четверг, 28 марта, интервью Осеевский. Эта идея, по его словам, все еще актуальна
Текущая версия законопроекта о суверенном Рунете, который прошел первое чтение в Госдуме, на данный момент не содержит никаких положений о регулировании скорости доступа к тем или иным сайтам.
Опрошенные РБК эксперты отмечают, что приоритизация трафика — одна из основных функций DPI. «С помощью DPI можно вполне успешно приоритизировать трафик и снизить скорость доступа к YouTube или любому другому ресурсу. В 2009–2010 годах, когда был расцвет популярности торрент-трекеров, многие операторы связи ставили себе DPI как раз для того, чтобы распознавать p2p-трафик и снижать скорость скачивания на торрентах, так как каналы связи не выдерживали такой нагрузки. Так что опыт пессимизирования некоторых видов трафика у операторов уже имеется», — говорит гендиректор Diphost Филипп Кулин.
«Технологии DPI могут применяться для приоритизации трафика. Думаю, что принципу сетевой нейтральности в Рунете остались считанные недели и его отмена может коснуться не только Google и Facebook. Ничто не мешает операторам связи ввести тариф «Социальные сети» и «Веб-почта и видео-контент», по которым платить за нормальную скорость доступа к соответствующим ресурсам придется уже конечным пользователям. Если возникает возможность залезть в чужой карман, то зачем ограничивать себя исключительно карманами индустриальными? Пользовательские карманы пусть и не такие глубокие, но достаточно многочисленные», — категоричен гендиректор Qrator Labs Александр Лямин.
Так называемый законопроект о суверенном Рунете был внесен в Госдуму в середине декабря 2018 года, авторы инициативы — сенаторы Андрей Клишас и Людмила Бокова, а также депутат Андрей Луговой. Его цель — защита российского сегмента интернета от внешних угроз. Документ, в частности, предписывает всем операторам связи установить на свои сети специальное оборудование. В случае возникновения угроз целостности, устойчивости и безопасности функционирования интернета Роскомнадзор сможет централизованно управлять маршрутизацией трафика. Установленное оборудование также будет фильтровать трафик, ограничивая доступ к запрещенным в России ресурсам. Согласно данным программы «Цифровая экономика», расходы на этот законопроект запланированы в размере более 30 млрд руб., из которых 20,8 млрд руб. должны пойти на закупку оборудования.
В феврале 2019 года законопроект был принят в первом чтении, дата второго чтения еще не назначена.
Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/technology_and_me...73d7d241980#ws