Вопрос "про грамотность", вернее, про её отсутствие.
Кто виноват? (Что делать? Кому от этого хорошо?)
Начало разговора - тут:
Последние слова перед БАН-ом
Quote:
Originally Posted by Winner
Ну вот смотри, все говорят: советское образование, советское образование... Но ты же училась уже не при советском образовании. Однако грамотная. Что изменилось в образовании?
|
Здесь так много факторов... больших и маленьких, глобально-государственных и узко-семейных
Образование - сама система, программа, количество часов на разные предметы - меняется, сильно, как на мой взгляд, нЕ в лучшую сторону.
Но меняется не только система, меняется всё:
Отношение общества к грамотности как таковой
Отношение в семье к оценкам, которые приносит дитё со школы
Отношение к аттестату и баллам, полученным в результате "независимого тестирования"
Отношение друзей и круга общения к тому, как ты говоришь и как пишешь
Ну и - да, интернет с его упрощённым подходом, да плюс ещё "албанизация" интернета... но этот пункт я ставлю на последнее место
У меня семья - вся, блин, с высшим (советским, другого ж не было) образованием. Кто с красным дипломом, кто вообще с двумя университетскими образованиями. И тут надо уточнять: университет при СССР - это ого-го-го, это круто, это вау... их на страну было не шибко много, только в крупных городах. В Харькове - один. Не то что нынче, бывшее ПТУ объявляет себя "университетом строительных работ", университетов на душу населения скоро будет как гастрономов, по паре в каждом микрорайоне
Дома много книг... вообще - дофига как много
Бумажных, разумеется. Когда я приходила с каким-то вопросам в стиле "а что такое ...?", меня посылали в коридор, где стоит БСЭ (да-да, она самая, Большая Советская Энциклопедия, 50 томов плюс дополнения). Чёрная. Сталинская. По нынешним временам - попробуй послать кого-то в Википедию, дык он же тебя тоже пошлёт. А меня - посылали. В коридор. В БСЭ. В "Толковый словарь под редакцией Ожегова". В "Словарь ударений для работников радио и телевидения под редакцией Д.Э Розенталя". В "Словарь иностранных слов", в "Энциклопедический словарь" и просто "там на полке словари, ищи"
// семейная шутка: самый грамотный русский - и тот не русский, а Дитмар Эльяшевич... эх, святой человек! Сколько он сделал для русского языка!
Но я немного отвлеклась от собственной же градации.
Начнём с более глобального, хотя я собираюсь протащить тезис, что семья и узкий круг общения влияют на отношение к грамотности гораздо сильнее, чем все министерские приказы, вместе взятые.
Изменения в самой системе образования, каковы они?
У меня много друзей и знакомых - учителя, бывшие и практикующие (хотя, конечно, учителя "бывшими" не бывают, смена работы из-за нищенских зарплат - это не смена призвания), почти все - филологи, мы частенько собираемся у нас дома. И разговоры в основном - как раз об этом, "о наболевшем".
Со времён развала СССР и "независимости" Украины программа, естественно, поменялась. Прежде всего были сокращены часы на русский язык. Русская литература как отдельный предмет - нЕ изучается, произведения "проходят" в рамках предмета "Зарубежная литература". Ну ок, ок... это можно понять. Можно
было бы понять, если бы пропорционально были увеличены часы на украинский язык и украинскую же литературу. Или на другие профильные предметы, ту же информатику, которая во времена СССР была в совершенно зачаточном состоянии. Но нет! Есть предметы, смысла которых не понимают ни ученики, ни учителя. Так, например, в мою бытность в школе был предмет ОБЖ (и это - не "отрасти большую ж*пу", как мы его называли, это "Основи Безпеки Життя" (основы безопасности жизни). Был он в каких-то классах раз в неделю, в каких-то даже два. Чему нас там учили - хз...
Сейчас в 11 классе есть предмет "Технологии". Мы долго пытались понять, что сие такое? Это не УПК (а есть тут те, кто помнит УПК? - два слова для тех, кто не в курсе: "учебно-производственный комплекс", старшие классы, 9-10, один день проводили в этом упк и получали профессию. Девочки, как правило, диплом секретаря-машинистки, мальчики... хз... ну, что-то получали)
Так вот, нынешние "Технологии" - это просто урок в школе. Чему учат-то? А вот девочкам рассказывают, как приготовить бутерброды. Одиннадцатый класс!!! Выпускной класс! Бутерброды! Программа по трудовому обучению, четвёртый-пятый класс при СССР. Девочек учили шить и готовить, мальчиков - обращаться с инструментами.
Кого учат в нынешних одиннадцатых классах? Имбицилов? я в этом возрасте готовила бисквитные торты с заварным кремом. А их учат собирать бутерброды.
А вот - пЭрл из программы одиннадцатого же класса по украинской литературе, "Балада про соняшник":
http://lib.misto.kiev.ua/UKR/ZMIST/P...hbaladapro.txt
кому не лениво - прочтите блок "Висновки"
какие аналогии... какие параллели... мамадорогая...
Хотя у него же, у Драча, есть афигенные вещи, как пример - "Балада про вузлики":
http://www.poetryclub.com.ua/metrs_poem.php?poem=17080
тот же объём, почему в программу попало странное и непонятное стихотворение про аллегорический какой-то бред, прости Вален, что критикую, почему не стихотворение про человека, который всю жизнь отдавал и помогал?
Меня последние строки цепляют просто до слёз
Quote:
А ховали її у позиченій хустці,
Бо свої вона у вузлики пов'язала.
|
(а похоронили её в одолженном платочке
потому что все свои она в узелки повязала)
Почему в программе не это стихотворение? Ну почему?
===
У меня ещё много мыслей на эту тему, но мне очень интересно послушать, какие есть ещё мнения
Заявленные в начале поста тезисы - про оценки и прочее - обязуюсь постепенно изложить